Правительство инициирует очередные реформы в сфере нотариата
Кабинет Министров Украины в очередной раз занялся нотариусами. За последний месяц в парламенте зарегистрированы два правительственных законопроекта, направленные на усовершенствование нотариальной деятельности на Украине, — законопроект № 10364 разрабатывался в Минюсте и касается в основном организационных вопросов деятельности нотариата, а законопроект № 10433 инициирован Минтруда и соцполитики и направлен на «сокращение перечня нотариальных действий, минимизацию расходов потребителей нотариальных услуг и доступ к таким услугам всех слоев населения».
Регулирование и контроль
Чуть ли не впервые в украинском законодательстве дается определение нотариуса как субъекта публичного права — «уполномоченного государством физического лица, которое осуществляет нотариальную деятельность в государственной нотариальной конторе, государственном нотариальном архиве, или независимую профессиональную нотариальную деятельность, в частности удостоверяет права, а также факты, которые имеют юридическое значение, и совершает другие нотариальные действия, предусмотренные законом, с целью придания им юридической достоверности» (законопроект № 10364).
Перечень квалификационных требований к лицу, которое может быть нотариусом, также предлагается изменить, прежде всего, в части наличия профессионального стажа — увеличив его до шести лет (против нынешних трех), из которых три года лицо должно проработать помощником нотариуса (сейчас — год стажером нотариуса). Помощники нотариусов будут пользоваться всеми правами нынешних стажеров, при этом из закона предлагается исключить нормы относительно квотирования количества стажеров и требования к руководителям стажировки. Отбор кандидатов и принятие на работу помощника нотариуса отнесены к исключительному праву нотариуса, хотя и не совсем понятно, как это положение будет реализовано в системе государственного нотариата. Четко установлено, что нотариус может иметь только одного помощника. То есть формально усилив требования к лицам, которые могут быть нотариусами, инициаторы законопроекта предлагают упростить порядок получения необходимого профессионального стажа. Предлагается упразднить также обязанность работы в государственной нотариальной конторе — для нотариусов, проходивших стажировку в госнотконторах.
Что касается нотариального самоуправления, оно будет осуществляться через Нотариальную палату Украины и ее структурные подразделения — региональные нотариальные палаты. Цели и принципы самоуправления предлагается закрепить непосредственно в законе: «Целью профессионального самоуправления нотариусов является объединение на профессиональной основе усилий нотариусов для выполнения возложенных на них Законом обязанностей и обеспечения их прав, представительство профессиональных интересов нотариусов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организации, защита профессиональных интересов и социальных прав нотариусов, содействие повышению профессионального уровня нотариусов и предоставление им методической помощи, защиты интересов физических и юридических лиц при причинении им вреда в результате незаконных действий или небрежности нотариуса». Практическое наполнение данных положений, очевидно, будет дано в Уставе Нотариальной палаты, который утверждается Съездом нотариусов Украины.
Денотариализация
Законопроектом № 10364 предусмотрена отмена таких нотариальных действий, как снятие запретов относительно отчуждения недвижимого имущества (имущественных прав на недвижимое имущество), а также транспортных средств, подлежащих государственной регистрации; выдача свидетельств на основании общего заявления супругов на долю в общем имуществе супругов, приобретенном ими за время брака; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотокарточке; а также принятие чеков для предъявления к платежу и удостоверение неоплаты чеков.
Законопроект № 10433 содержит предложение об отмене нотариального удостоверения копий около 50 документов (ныне в сфере гражданско-правовых отношений по 22 направлениям совершается свыше 100 видов нотариальных действий, более чем в 60 нормативно-правовых актах содержатся около 200 норм относительно нотариального удостоверения сделок (договоров, доверенностей, завещаний); нотариального засвидетельствования верности копии документов (выписок из них), подлинности подписи на документах, перевода документов; выдачи свидетельств; совершения актов протеста, исполнительных надписей и удостоверения других фактов). В частности, предлагается отменить нотариальное удостоверение.
«Альтернативой» нотариальному удостоверению этих и других документов предложено их удостоверение должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
Цена услуги
Намного интереснее другая инициатива, содержащаяся в законопроекте № 10433, — унифицировать перечень дополнительных услуг, предоставляемых государственными нотариусами при совершении нотариальных действий, и ввести единые ставки нотариального сбора за их совершение (будут устанавливаться КМУ).
Итак, в исчерпывающий перечень дополнительных услуг, связанных с совершением нотариальных действий, будут включаться, к примеру, консультации нотариуса, правовой анализ необходимых документов, подготовка проектов и изготовление документов, подлежащих нотариальному удостоверению (доверенностей, свидетельств), получение соответствующей информации из реестров, внесение информации в реестры и т.д.
Большинство этих услуг ныне охватываются понятием «дополнительных услуг, не связанных с совершением нотариальных действий», перечни и стоимость которых устанавливаются главными управлениями юстиции в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе. В случае принятия изменений в законодательство стоимость услуг будет унифицирована — соответственно, то ли киевские расценки приравняют к региональным, то ли наоборот, что представляется более вероятным. И вряд ли можно говорить об удешевлении стоимости услуг нотариусов, скорее можно предположить, что легитимизация нотариального сбора будет способствовать увеличению расходов «на нотариусов».
Что касается «дополнительных услуг правового и технического характера, которые не связаны с совершаемыми нотариальными действиями», то под ними законодатель предлагает понимать услуги, которые не относятся к компетенции нотариуса и могут быть предоставлены лицу другими специалистами, в том числе специалистами в отрасли права. Перечень и стоимость (для государственных нотариусов) таких услуг будет определять КМУ.
В вопросе оплаты услуг частных нотариусов, которая, как известно, договорная, предлагается установить минимальное и максимальное значение такой оплаты. Минимальный размер платы за совершение нотариальных действий частным нотариусом при этом логично установлен в размере госпошлины + нотариального сбора, а максимальный — это увеличение минимального на сумму нотариального сбора. «Свободной» останется плата за дополнительные услуги, не связанные с совершением нотариальных действий, которые предположительно приобретут «обязательность» и будут призваны «компенсировать потери» частных нотариусов, сопряженные с «регулируемым ценообразованием».