Надрукованно: Науково-практичний журнал
української нотаріальної палати
«НОТАРІАТ ДЛЯ ВАС» № 7-8 (липень -
серпень) 2011 року.
История портрета неизвестного нотариуса
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…
А. С. Пушкин
Создать прекрасное произведение
искусства и быть прекрасным самому – это одно и тоже.
Юкио Мисима
Попробуем
представить, что мы совершаем прогулку по прекрасным, процветающим, насыщенным
естественной гармонией природы и божественности улицами величайшей эпохи рождения
гениальных титанов искусства – Эпохи Возрождения.
Это
было время удивительного тяготения к светскому общению, одухотворенному знанию(10).
Гуманитарные
занятия в духовной жизни XII-XVI вв., были
непременным атрибутом нового времени, давали ощущение обновления, подъема. Это
был тот пьедестал, на который человек мог сам себя возвести, запастись
трудолюбием, одержимостью к постижению мудрости(2,3).
Первые
группы интеллигенции во времена Эпохи Возрождения, были выходцы из разных социальных
кругов: купцы, нотариусы, торговцы, священники, канцлеры, банкиры, художники –
они создавали мировоззрение и стиль жизни свободного человека, а так же
ферменты новой культуры(13).
Таким
человеком был и Квинтен Массейс (1465/1466 – 1530) нидерландский живописец –
портретист. Он создавал алтари, портреты, жанровые картины. Сын лувенского
кузнеца, унаследовал профессию отца (придание приписывает сыну чугунное
украшение фонтана перед собором Богоматери в Антверпене, городе, в котором
художник работал до конце дней(11).
Становление
художника происходит под воздействием живописного искусства XV в., (А. Дюрера,
Леонардо да Винчи, нидерландских мастеров). В картинах этого мастера, земное
как бы спорит с религиозным, во всякой композиции словно бы прорезывается нечто
большее(4).
Массейс
не остался в стороне от новых веяний. Его произведения свидетельствуют о
стремлении к новым принципам передачи натуры. И на этот раз, как всегда,
искусство для Массейса было наукой, и каждая художественная работа – серией
научных экспериментов. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и
испробованных им раньше, сделать больше, чем он сделал раньше: создать живое лицо живого человека. Идеализируя и
вознося человека, К. Массейс утверждал его самостоятельность даже рядом с
БОЖЕСТВЕННЫМ предопределением. Таков принцип понимания человека в эту эпоху(13).
Ярким
примером идеала стал гениальный шедевр, сотворенный Массейсом с особой
лиричностью, соединенный с гротеском – "Портрет нотариуса" (1510,
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Через
характерные жесты, позы, атрибутику, К. Массейс стремился как можно полнее
передать образ модели(6).
Тяготение
к жизненным, полнокровным образам особенно полно проявилось в портретах
Массейса, персонажи которых обычно изображены на фоне бытовой обстановки(1).
"Портрет нотариуса" наиболее ярко демонстрирует влияние искусства
Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Нотариус изображен на фоне пейзажа за аркой.
Этот образ проникновенного, проницательного, вечно бодрствующего человеческого
интеллекта: он принадлежит всем временам, локальные приметы времени в нем
растворены и почти неощутимы(7).
Точность
и реалистичность манеры Массейса проявляется не только в старательно переданном
сходстве с моделью, но и в изображении ландшафта(8). Архитектурный
мотив придает особую торжественность симметричной, уравновешенной композиции с
необычной для нидерландской живописи низкой точкой зрения. Одухотворенность,
изящество линий, игра света и тени не оставляют сомнений. Здесь чувствуется
рука гения(13).
Цей погляд наче в душу заглядає
І щедро, як колодязь рятівний
Від спраги нас духовної спасає,
І розум наш прояснює мутний!
***
Спокійний рух, немов благословення
Наповнює бажанням до життя,
Цей хрест в руці, як Боже проведіння,
Як сенс таємний нашого буття…
***
У цім папірусі не текст, а доля наша,
Лише епохи він слухняний, вірний раб,
А серце мудрістю налите наче чаша, під мантією сховане
як скарб.
***
О. Массейсе, ти лікар геніальний,
Ти зцілюєш і розум і серця,
Твої картини – засіб лікувальний, бо ліки ці від
справжнього митця!
***
Без імені, спокійний, загадковий,
Твій образ розвіває всі турботи,
І хочу я спитати знову й знову:
Нотаріусе, хто ти? Хто ти? Хто ти?!
Большое значение имела символика в Эпоху Возрождения.
Каждый символ, атрибут имел глубокий философский подтекст(9).
Крест, перо, роза, бумага и письменные принадлежности
указывают, что перед нами нотариус – человек, чья обязанность заверять людям
документы, однако его собственная личность осталась не установленной. Есть
прямота в его взгляде и точность во всей картине, от старательно переданного
сходства с моделью до пейзажа за аркой(1).
Но появился этот знак гораздо раньше. Изображения крестов
найдены при раскопках стоянок каменного века. Уже в глубокой древности крест
стал сакральным знаком. С ним были связаны различные обряды, мифы, легенды,
суеверия, ритуалы. Он входил составной частью в орнаменты, становился основой
при строительстве жилищ и храмов, чеканился на монетах. Истории креста,
древнего мистического знака, простого и таинственного одновременно, посвящена
уникальная книга И. Смирновой. Здесь собрано практически все, что известно на
сегодняшний день о самом важном символе человечества. (В. Брюсов "Светоч
Мысли", официальный сайт mirnot.narod.ru)(17).
Также крест – один из наиболее распространенных
религиозных символов, нередко олицетворяющий высшие сакральные ценности. Он
известен в Европе, Азии, Австралии, доколумбовой Америке. Крест – символ
универсальный. По – видимому, таковым его сделала простота начертания, дающая
простор игре воображения и фантазии. Но не исключено, что он затрагивает и
какие-то внутренние, потаенные струны человеческой души, его разума. Крест –
символ сложенный, многогранный. Для объяснения этого феномена необходимо
привлечь знания самых разных наук: истории, математики, физики, психологии,
философии, биологии, архитектуры… По сути, крест как бы сосредотачивает в себе
все человеческие знания, и в этом еще одно проявление его универсальности.
Нельзя с достоверностью объяснить
многое, связанное с крестом. Но существуют гипотезы… ("Словарь
международной символики и эмблематики", Похлёбкин В.В., М. :
"Международные отношения", 2011г.)(14).
Роза – очень сложный символ. Амбивалентна, поскольку
символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность,
жизнь и смерть, плодородие и девственность. На Западе роза – это совершенство,
плерома, завершенность, таинство жизни, её средоточие, неведомое, красота,
благодать. Роза символизирует также молчание и тайну – нечто говорится sub rosa (букв. Под
розой, т. е. наследие, и поэтому не подлежит разглашению). Розу вешают или
рисуют в залах для совещаний, что символизирует секретность и осторожность.
Христианская мистика, да и мистика других предшествующих
ей культур – все они поразительным образом совпадают в почитании розы, будь то
народная песня, благочестивое сказание или средневековые картины(14).
Такой символ как птичье перо, - орудие письма, имеет
конталиенации птицы, неба и чернил. Перо нотариуса не гусиное, как у стряпчих,
а оно есть перо орла, упавшее с неба. Почему не голубиное, если белый голубь
символизирует мир? Потому что миролюбие нотариуса не самочинно (душа), а
предопределенно свыше (духом): это наказ высшего закона и духовной власти,
олицетворяемых орлом. Перо означает принцип неба, легкий небесный ветер, высоту
воспарения, "сухой" принцип духовности (по сравнению с влажностью
земного прозябания). Как письменная принадлежность означает деятельность
нотариуса. Символ письма, подписи, закрепления мысли и волеизъявления,
скрепления деяний. Главная для нотариусов латинская морфема nota означает знак,
запись, которые первоначально делались стилосом, а затем пером. Перо указывает
на традицию письменного обязательства и его удостоверения (Равиль Алев "О
символике нотариата в эмблеме международного союза латинского нотариата", 2000 г.)(15).
Свиток символизирует знание, учение; священную скрижаль
закона, предначертание; нерушимое письменное обязательство, акт нотариуса. А
нимб – означает дух власти и закона
осеняет деятельность нотариуса.
Печать же символизирует авторитет, власть; легитимность;
закрепление, удостоверение; совершенный акт; санкционирование; защиту;
покровительство; решенное дело; охраняемую тайну.
Пурпуровые чернила – неявный символ нотариата. В отличие
от черных или синих, пурпуровые чернила – привилегия высшей власти и ее
наместников. Пурпурная субстанция слишком редка, что бы проливаться вне ритуала
санкционирована, в низменных черновых делах.
В архаическом периоде развития права некоторые договоры
скреплялись кровью, которая в силу последующей сакрального (священного)
характера обязательств была успешно заменена чернилами. Разумеется, ныне
чернила символизируют не кровь как биологическую субстанцию, а кровные узы
между провозглашенным волеизъявлением и записанным. Перо и Чернила нотариуса –
Плоть и Кровь закона.
К выше перечисленным можно добавить другие символы
нотариата. Эти добавочные символы имеют право как минимум на осмысление.
Платиновое кольцо символизирует связь (обручение с
истинной, но выражающейся скромно, неприметно и благородно; отношение к истине
твердой и не подверженной порче; понять об истине, которая сильна и необходима,
но которую досужие люди не ценят и к которой не стремятся так как к золотому.
Из драгоценных металлов золото дальше всех от нотариуса, платина – ближе всех(15).
И, наконец, синий хитон (или мантия) – символизирует
миссию, отрешенную от мирской суеты, а темно-синий цвет олицетворяет служение
истине. Синий цвет также символизирует глубину, непорочность, житейскую
мудрость, холодность рассудка, постоянство, верность, миролюбие, благочестие(15).
В итоге, можно сказать, что в этих символах выражается
сокровенный смысл и миссия профессии; это знаки, обращенные к сознанию людей и
несущие им невербальную, но существенную информацию и соответствующий настрой;
это вещи, вводящие присутствующих в определенное эмоциональное и поведенческое
состояние, соответствующие характеру и значению действия; это, наконец, символы,
напоминающие самому профессионалу о его предназначении и дисциплинирующие его,
возвышающие его до особого, образно выражаясь "ритуально чистого"
состояния(16) ("Атрибуты и атрибуция нотариальной
деятельности", Равиль Алев, 2004
г.).
Исходя из выше сказанного, мы видим, что и К. Массейс,
изображая нотариуса, не упустил ни одной детали, прописал каждый символ, зная
при этом глубокий смысл каждого из них.
Вообще профессия нотариус так или иначе переплетается с
искусством, и, в частности, с изобразительным. Нотариус и художник – люди
высокой профессии. Вспомним, к примеру, гениальных живописцев, рожденных в семьях нотариусов – Леонардо да Винчи, Николай
Константинович Рерих.
Нотариус был воспет в своих произведениях искусства
многими художниками и скульпторами.
Богиня письма и счета Сешат.
Рельеф с трона колосса Рамсеса II в
Лукоре.
Гранит. 13 в. До н.э.
Писец Небмертуф перед богом Тотом в
облике павиана
Алебастр. 14 в. До н.э. Париж, Лувр.
По некоторым источникам, прообразом и моделью знаменитого шедевра Леонардо
да Винчи "Монна Лиза (Джаконда)" была жена флорентийского нотариуса
Франческо дель Джокондо.
"Двойной портрет нотариуса и
судьи Томаса Годселва и его сына Джона" (1528). Ганс Гольбейн Младший
(Holbein, Hans)
(1497-1543).
Дрезденская картинная галерея.
Ганс Гольбейн считается лучшим германским портретистом эпохи Возрождения.
Картина создана во время первого пребывания художника в Англии.
"Семья нотариуса Й.А.
Эльца" (1835)
Вальдмюллер (Waidmuller)
Фердинанд (1793-1865), австрийский живописец. В собрании Австрийской галереи
(Вена)
"Древнеегипетский писец"
Известняк, роспись, инкрустация. 25 в. До н.э. Каир, Египетский музей.
К.Масис (1465-1530)
"Портрет нотариуса"
"Памятник Неизвестному
Нотариусу" (г. Будапешт)
Скульптура изображает сидящего в просторном кресле и облаченного в
средневековые одежды человека с книгой, держащего в правой руке блестящее перо.
Творец права как и творец цвета не должен быть изыскан,
ибо правда проста; не должен быть изощрен ибо он никого не обманывает. И
простой холст олицетворяет это. Он должен хранить сокровище души – правдивость,
скромность и благочестие(14).
Вернемся в Эпоху Возрождения, эпоху, родившую миру
гениев, давших жизнь своим бесценным шедеврам…
Разносторонние работы К. Массейса сыграли значительную
роль в развитии живописи XV-XVI в.в., в
Нидерландах и Германии(1).
Бесценен каждый камень, ушедший в прошлое эпохи. А
гениальные холсты этого мастера, дошедшие до наших дней, и сейчас производят на
нас действие целительного эликсира, излечивающего две составляющие человеческой
сущности – разум и душу.
Председатель Черниговского
областного
отделения
Украинской
нотариальной палаты,
член Академии
нотариата Украины О.В. Красногор
Художник, г.
Чернигов
Ю. Т. Моисцрапишвили
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
ИСТОЧНИКИ:
1.
Энциклопедия мировой живописи /Т.Г. Петровец, Ю.В.
Садомова. – М.: 2001г.
2.
Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. /Античные
мастера. Скульпторы и живописцы. Л.: 1986 г.
3.
Смирнова И.А./Философия искусства в прошлом и настоящем
/М.:1981г.
4.
Некрасова Е.А./Философия искусства в прошлом и
настоящем/М.:1981 г.
5.
Никулин Н.Н. /Золотой век нидерландской живописи/ М.: 1981 г.
6.
Ротенберг Е.И. /Западноевропейское искусство XVII в. М.: 1989г.
7.
М.И. Безрукова /Живопись. Графика/ М.: 1984 г.
8.
Мелкова П.В. /Анализ красоты/ М.: 1987
9.
Волкова Е. /Произведение искусства в мире художественной
культуры/ М.: 1988 г.
10.
Алпатов М. /Этюды по истории западноевропейского
искусства/ М.: 1963 г.
11.
Лосев А. /Эстетика Возрождения/ М.: 1982 г.
12.
Дмитриева Н. /Краткая история искусства/ М.: 1986 г.
13.
Бурлина Е. /Город. Страна. Планета/ Самара: 1995 г.
14.
Похлебкин В.В., /Словарь международной символики и
эмблематики/ Международные отношения/, М.: 2001 г.
15.
Равиль Алеев /О символике нотариата в эмблеме
международного союза латинского нотариата/ 2000 г.
16.
Равиль Алеев /Атрибуты и атрибуция нотариальной
деятельности/2004 г.
17.
В. Брюсов/ Свет мысли/ официальный сайт: mirnot.narod.ru
|