П`ятниця, 26.04.2024
ЧЕРНІГІВСЬКЕ ОБЛАСНЕ ВІДДІЛЕННЯ
УКРАЇНСЬКОЇ НОТАРІАЛЬНОЇ ПАЛАТИ
Меню сайту
Наше опитування
Оцініть сайт
Всього відповідей: 89
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
Головна » 2011 » Липень » 29 » История портрета неизвестного нотариуса
11:35
История портрета неизвестного нотариуса

Надрукованно: Науково-практичний журнал української нотаріальної  палати

«НОТАРІАТ ДЛЯ ВАС» № 7-8 (липень - серпень) 2011 року.

История портрета неизвестного нотариуса

 

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво…

А. С. Пушкин

 

Создать прекрасное произведение искусства и быть прекрасным самому – это одно и тоже.

Юкио Мисима

Попробуем представить, что мы совершаем прогулку по прекрасным, процветающим, насыщенным естественной гармонией природы и божественности улицами величайшей эпохи рождения гениальных титанов искусства – Эпохи Возрождения.

Это было время удивительного тяготения к светскому общению, одухотворенному знанию(10).

Гуманитарные занятия в духовной жизни XII-XVI вв., были непременным атрибутом нового времени, давали ощущение обновления, подъема. Это был тот пьедестал, на который человек мог сам себя возвести, запастись трудолюбием, одержимостью к постижению мудрости(2,3).

Первые группы интеллигенции во времена Эпохи Возрождения, были выходцы из разных социальных кругов: купцы, нотариусы, торговцы, священники, канцлеры, банкиры, художники – они создавали мировоззрение и стиль жизни свободного человека, а так же ферменты новой культуры(13).

Таким человеком был и Квинтен Массейс (1465/1466 – 1530) нидерландский живописец – портретист. Он создавал алтари, портреты, жанровые картины. Сын лувенского кузнеца, унаследовал профессию отца (придание приписывает сыну чугунное украшение фонтана перед собором Богоматери в Антверпене, городе, в котором художник работал до конце дней(11).

Становление художника происходит под воздействием живописного искусства XV в., (А. Дюрера, Леонардо да Винчи, нидерландских мастеров). В картинах этого мастера, земное как бы спорит с религиозным, во всякой композиции словно бы прорезывается нечто большее(4).

Массейс не остался в стороне от новых веяний. Его произведения свидетельствуют о стремлении к новым принципам передачи натуры. И на этот раз, как всегда, искусство для Массейса было наукой, и каждая художественная работа – серией научных экспериментов. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, сделать больше, чем он сделал раньше: создать  живое лицо живого человека. Идеализируя и вознося человека, К. Массейс утверждал его самостоятельность даже рядом с БОЖЕСТВЕННЫМ предопределением. Таков принцип понимания человека в эту эпоху(13).

Ярким примером идеала стал гениальный шедевр, сотворенный Массейсом с особой лиричностью, соединенный с гротеском – "Портрет нотариуса" (1510, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).

Через характерные жесты, позы, атрибутику, К. Массейс стремился как можно полнее передать образ модели(6).

Тяготение к жизненным, полнокровным образам особенно полно проявилось в портретах Массейса, персонажи которых обычно изображены на фоне бытовой обстановки(1). "Портрет нотариуса" наиболее ярко демонстрирует влияние искусства Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Нотариус изображен на фоне пейзажа за аркой. Этот образ проникновенного, проницательного, вечно бодрствующего человеческого интеллекта: он принадлежит всем временам, локальные приметы времени в нем растворены и почти неощутимы(7).

Точность и реалистичность манеры Массейса проявляется не только в старательно переданном сходстве с моделью, но и в изображении ландшафта(8). Архитектурный мотив придает особую торжественность симметричной, уравновешенной композиции с необычной для нидерландской живописи низкой точкой зрения. Одухотворенность, изящество линий, игра света и тени не оставляют сомнений. Здесь чувствуется рука гения(13).

 

Цей погляд наче в душу заглядає

І щедро, як колодязь рятівний

Від спраги нас духовної спасає,

І розум наш прояснює мутний!

***

Спокійний рух, немов благословення

Наповнює бажанням до життя,

Цей хрест в руці, як Боже проведіння,

Як сенс таємний нашого буття…

***

У цім папірусі не текст, а доля наша,

Лише епохи він слухняний, вірний раб,

А серце мудрістю налите наче чаша, під мантією сховане як скарб.

***

О. Массейсе, ти лікар геніальний,

Ти зцілюєш і розум і серця,

Твої картини – засіб лікувальний, бо ліки ці від справжнього митця!

***

Без імені, спокійний, загадковий,

Твій образ розвіває всі турботи,

І хочу я спитати знову й знову:

Нотаріусе, хто ти? Хто ти? Хто ти?!                                  

Большое значение имела символика в Эпоху Возрождения. Каждый символ, атрибут имел глубокий философский подтекст(9).

Крест, перо, роза, бумага и письменные принадлежности указывают, что перед нами нотариус – человек, чья обязанность заверять людям документы, однако его собственная личность осталась не установленной. Есть прямота в его взгляде и точность во всей картине, от старательно переданного сходства с моделью до пейзажа за аркой(1).

Но появился этот знак гораздо раньше. Изображения крестов найдены при раскопках стоянок каменного века. Уже в глубокой древности крест стал сакральным знаком. С ним были связаны различные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Он входил составной частью в орнаменты, становился основой при строительстве жилищ и храмов, чеканился на монетах. Истории креста, древнего мистического знака, простого и таинственного одновременно, посвящена уникальная книга И. Смирновой. Здесь собрано практически все, что известно на сегодняшний день о самом важном символе человечества. (В. Брюсов "Светоч Мысли", официальный сайт mirnot.narod.ru)(17).

Также крест – один из наиболее распространенных религиозных символов, нередко олицетворяющий высшие сакральные ценности. Он известен в Европе, Азии, Австралии, доколумбовой Америке. Крест – символ универсальный. По – видимому, таковым его сделала простота начертания, дающая простор игре воображения и фантазии. Но не исключено, что он затрагивает и какие-то внутренние, потаенные струны человеческой души, его разума. Крест – символ сложенный, многогранный. Для объяснения этого феномена необходимо привлечь знания самых разных наук: истории, математики, физики, психологии, философии, биологии, архитектуры… По сути, крест как бы сосредотачивает в себе все человеческие знания, и в этом еще одно проявление его универсальности. Нельзя с достоверностью объяснить  многое, связанное с крестом. Но существуют гипотезы… ("Словарь международной символики и эмблематики", Похлёбкин В.В., М. : "Международные отношения", 2011г.)(14).

Роза – очень сложный символ. Амбивалентна, поскольку символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. На Западе роза – это совершенство, плерома, завершенность, таинство жизни, её средоточие, неведомое, красота, благодать. Роза символизирует также молчание и тайну – нечто говорится sub rosa (букв. Под розой, т. е. наследие, и поэтому не подлежит разглашению). Розу вешают или рисуют в залах для совещаний, что символизирует секретность и осторожность.

Христианская мистика, да и мистика других предшествующих ей культур – все они поразительным образом совпадают в почитании розы, будь то народная песня, благочестивое сказание или средневековые картины(14).

Такой символ как птичье перо, - орудие письма, имеет конталиенации птицы, неба и чернил. Перо нотариуса не гусиное, как у стряпчих, а оно есть перо орла, упавшее с неба. Почему не голубиное, если белый голубь символизирует мир? Потому что миролюбие нотариуса не самочинно (душа), а предопределенно свыше (духом): это наказ высшего закона и духовной власти, олицетворяемых орлом. Перо означает принцип неба, легкий небесный ветер, высоту воспарения, "сухой" принцип духовности (по сравнению с влажностью земного прозябания). Как письменная принадлежность означает деятельность нотариуса. Символ письма, подписи, закрепления мысли и волеизъявления, скрепления деяний. Главная для нотариусов латинская морфема nota означает знак, запись, которые первоначально делались стилосом, а затем пером. Перо указывает на традицию письменного обязательства и его удостоверения (Равиль Алев "О символике нотариата в эмблеме международного союза латинского нотариата", 2000 г.)(15).

Свиток символизирует знание, учение; священную скрижаль закона, предначертание; нерушимое письменное обязательство, акт нотариуса. А нимб – означает  дух власти и закона осеняет деятельность нотариуса.

Печать же символизирует авторитет, власть; легитимность; закрепление, удостоверение; совершенный акт; санкционирование; защиту; покровительство; решенное дело; охраняемую тайну.

Пурпуровые чернила – неявный символ нотариата. В отличие от черных или синих, пурпуровые чернила – привилегия высшей власти и ее наместников. Пурпурная субстанция слишком редка, что бы проливаться вне ритуала санкционирована, в низменных черновых делах.

В архаическом периоде развития права некоторые договоры скреплялись кровью, которая в силу последующей сакрального (священного) характера обязательств была успешно заменена чернилами. Разумеется, ныне чернила символизируют не кровь как биологическую субстанцию, а кровные узы между провозглашенным волеизъявлением и записанным. Перо и Чернила нотариуса – Плоть и Кровь закона.

К выше перечисленным можно добавить другие символы нотариата. Эти добавочные символы имеют право как минимум на осмысление.

Платиновое кольцо символизирует связь (обручение с истинной, но выражающейся скромно, неприметно и благородно; отношение к истине твердой и не подверженной порче; понять об истине, которая сильна и необходима, но которую досужие люди не ценят и к которой не стремятся так как к золотому. Из драгоценных металлов золото дальше всех от нотариуса, платина – ближе всех(15).

И, наконец, синий хитон (или мантия) – символизирует миссию, отрешенную от мирской суеты, а темно-синий цвет олицетворяет служение истине. Синий цвет также символизирует глубину, непорочность, житейскую мудрость, холодность рассудка, постоянство, верность, миролюбие, благочестие(15).

В итоге, можно сказать, что в этих символах выражается сокровенный смысл и миссия профессии; это знаки, обращенные к сознанию людей и несущие им невербальную, но существенную информацию и соответствующий настрой; это вещи, вводящие присутствующих в определенное эмоциональное и поведенческое состояние, соответствующие характеру и значению действия; это, наконец, символы, напоминающие самому профессионалу о его предназначении и дисциплинирующие его, возвышающие его до особого, образно выражаясь "ритуально чистого" состояния(16) ("Атрибуты и атрибуция нотариальной деятельности", Равиль Алев, 2004 г.).

Исходя из выше сказанного, мы видим, что и К. Массейс, изображая нотариуса, не упустил ни одной детали, прописал каждый символ, зная при этом глубокий смысл каждого из них.

Вообще профессия нотариус так или иначе переплетается с искусством, и, в частности, с изобразительным. Нотариус и художник – люди высокой профессии. Вспомним, к примеру, гениальных живописцев, рожденных  в семьях нотариусов – Леонардо да Винчи, Николай Константинович Рерих.

Нотариус был воспет в своих произведениях искусства многими художниками и скульпторами.

Богиня письма и счета Сешат.

Рельеф с трона колосса Рамсеса II в Лукоре.

Гранит. 13 в. До н.э.


Писец Небмертуф перед богом Тотом в облике павиана

Алебастр. 14 в. До н.э. Париж, Лувр.



По некоторым источникам, прообразом и моделью знаменитого шедевра Леонардо да Винчи "Монна Лиза (Джаконда)" была жена флорентийского нотариуса Франческо дель Джокондо.



"Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона" (1528). Ганс Гольбейн Младший (Holbein, Hans) (1497-1543).

Дрезденская картинная галерея.

Ганс Гольбейн считается лучшим германским портретистом эпохи Возрождения.

Картина создана во время первого пребывания художника в Англии.



"Семья нотариуса Й.А. Эльца" (1835)

Вальдмюллер (Waidmuller) Фердинанд (1793-1865), австрийский живописец. В собрании Австрийской галереи (Вена)



"Древнеегипетский писец"

Известняк, роспись, инкрустация. 25 в. До н.э. Каир, Египетский музей.



К.Масис (1465-1530)

"Портрет нотариуса"



"Памятник Неизвестному Нотариусу" (г. Будапешт)

Скульптура изображает сидящего в просторном кресле и облаченного в средневековые одежды человека с книгой, держащего в правой руке блестящее перо.


Творец права как и творец цвета не должен быть изыскан, ибо правда проста; не должен быть изощрен ибо он никого не обманывает. И простой холст олицетворяет это. Он должен хранить сокровище души – правдивость, скромность и благочестие(14).

Вернемся в Эпоху Возрождения, эпоху, родившую миру гениев, давших жизнь своим бесценным шедеврам…

Разносторонние работы К. Массейса сыграли значительную роль в развитии живописи XV-XVI в.в., в Нидерландах и Германии(1).

Бесценен каждый камень, ушедший в прошлое эпохи. А гениальные холсты этого мастера, дошедшие до наших дней, и сейчас производят на нас действие целительного эликсира, излечивающего две составляющие человеческой сущности – разум и душу.

 

Председатель Черниговского

областного отделения

Украинской нотариальной палаты,

член Академии нотариата Украины                                         О.В. Красногор

 

Художник, г. Чернигов                                              Ю. Т. Моисцрапишвили



ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.     Энциклопедия мировой живописи /Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомова. – М.: 2001г.

2.     Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. /Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л.: 1986 г.

3.     Смирнова И.А./Философия искусства в прошлом и настоящем /М.:1981г.

4.     Некрасова Е.А./Философия искусства в прошлом и настоящем/М.:1981 г.

5.     Никулин Н.Н. /Золотой век нидерландской живописи/ М.: 1981 г.

6.     Ротенберг Е.И. /Западноевропейское искусство XVII в. М.: 1989г.

7.     М.И. Безрукова /Живопись. Графика/ М.: 1984 г.

8.     Мелкова П.В. /Анализ красоты/ М.: 1987

9.     Волкова Е. /Произведение искусства в мире художественной культуры/ М.: 1988 г.

10.                 Алпатов М. /Этюды по истории западноевропейского искусства/ М.: 1963 г.

11.                 Лосев А. /Эстетика Возрождения/ М.: 1982 г.

12.                 Дмитриева Н. /Краткая история искусства/ М.: 1986 г.

13.                 Бурлина Е. /Город. Страна. Планета/ Самара: 1995 г.

14.                 Похлебкин В.В., /Словарь международной символики и эмблематики/ Международные отношения/, М.: 2001 г.

15.                 Равиль Алеев /О символике нотариата в эмблеме международного союза латинского нотариата/ 2000 г.

16.                 Равиль Алеев /Атрибуты и атрибуция нотариальной деятельности/2004 г.

17.                 В. Брюсов/ Свет мысли/ официальный сайт: mirnot.narod.ru

 

Переглядів: 3973 | Додав: vjaz | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Пошук
Календар
«  Липень 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архів записів
Корисні посилання
  • Верховна Рада України
  • Президент України
  • "Урядовий Портал"
  • Міністерство Юстиції України
  • Інформаційний Центр МЮУ
  • Українська Нотаріальна Палата
  • Нотаріальна Палата України
  • Академія нотаріату України
  • Вісник Податкової Служби України
  • Газета «Юридична практика»
  • Асоціація Правників України
  • Юридичний портал
  • ДП «Інформаційно-ресурсний центр»
  • Управління нотаріату
  • Юридичний радник
  • Український нотаріат


  • Інформація для нотаріусів про окремі нововведення в сфері протидії відмиванню коштів та фінансуванню тероризму
  • Copyright Chernigiv Notariat © 2024
    Безкоштовний хостинг uCoz